108 минут, которые потрясли мир
ГРЦ Макеева

Акционерное общество

Государственный ракетный центр

имени академика В.П. Макеева

108 минут, которые потрясли мир

60 лет отделяют нас от тех мгновений, тех легендарных 108 минут, за которые наш советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года впервые в мировой истории облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это были его 108 минут славы и это был, без преувеличения, триумф СССР. У многих людей, бывших в те годы школьниками или студентами, остались самые светлые воспоминания об этом необычном дне.  
ВСЕ ВРАЗ ЗАХОТЕЛИ СТАТЬ КОСМОНАВТАМИ
Генеральный директор, генеральный конструктор, академик РАН    Владимир Григорьевич ДЕГТЯРЬ:

— Это было что-то невероятное. Мне было 12 лет, мы с ребятами бегали от дома к дому, ещё точно не зная фамилию космонавта. В наших головах словно что-то переключилось. Тогда с каждым годом жили всё лучше и лучше, раз в три месяца было снижение цен на основные продукты, и создавалась уверенность, что впереди — светлое будущее. А тут ещё такое событие! Сложно передать те чувства: во-первых, сумасшедшая гордость, а во-вторых, ощущение того, что наша страна — первая, она победитель. У всех было понимание, что произошло что-то важное, глобальное, хорошее. Это был огромный прорыв, и все советские мальчишки враз захотели стать космонавтами…
За четыре года до этого произошло событие, которое вошло в мировую историю как начало новой эпохи — космической. 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Мы с папой часто слушали координаты полёта спутника. И когда в тёплые ясные ночи спали на улице, заворожённо смотрели на звезды и ощущали, насколько там всё бесконечно. Смотрели и искали звезду, которая движется, — спутник! Именно тогда у меня появился интерес наблюдать за движущимися на небе объектами — благо, у нас в Оренбуржье летом небо очень чистое, звёздное.
Первый полёт человека в космос, безусловно, дал огромный импульс школьникам 60-х годов для овладения новыми знаниями. Наука была кумиром тогдашнего советского общества, а космонавтика — ещё и любовью, мечтой. Я запоем читал ведущие научно-популярные издания того времени: журналы «Знание — сила», «Техника молодёжи», «Наука и жизнь», занимался в кружках: физическом, математическом, техническом. Стремление быть причастным к великим событиям, происходящим в атомной энергетике, ракетостроении, кораблестроении, авиации, космонавтике, других стремительно развивающихся областях науки и техники было огромным.

МЫ ПОДНИМАЛИ ГОЛОВЫ И ВГЛЯДЫВАЛИСЬ В НЕБО
Советник генерального директора Иван Александрович БИРЮКОВ:

— В школьные годы я жил с родителями в казацкой станице, селе Кумак Оренбургской области, что в 25 км от города Орска. День 12 апреля 1961 года врезался мне в память навсегда. В этот день ещё дома по радиоприёмнику наша семья — мама и дети, так как папа был на работе — услышала новость про первый в мире полёт Юрия Гагарина в космос. А мне, пятикласснику, нужно было идти в этот момент к двум часам в школу, находящуюся где-то в километре от дома (я учился во вторую смену).
Хорошо помню, как я вышел на улицу, залитую солнцем, день был очень тёплый, весенний, на мне была надета белая рубашечка с коротким рукавом.  И пока я шёл, всё время задирал голову, вглядывался в ясное небо, пытаясь разглядеть, где там наш космонавт, увидеть, как он летит. Моя набожная бабушка, которую мы очень уважали, потихонечку рассказывала нам, детям,  что наверху только Бог, а теперь оказалось, что там побывал и наш советский космонавт. Пока я шёл до школы, мне то и дело попадались навстречу группки оживлённо обсуждающих новость сельчан, которые так же, как и я, поднимали головы и вглядывались в небо. И все были очень возбуждены и горды одновременно за нашу страну, за Гагарина.
Кода я пришёл в школу, уроки начались с этого события, и все — и дети, и учителя — находились в каком-то восторженном и возбуждённом состоянии. Конечно, мы, школьники, ещё не могли тогда полностью осознать, что с этого момента началась новая космическая эра в истории человечества. И открыл её наш соотечественник Юрий Гагарин.
ВОСТОРЖЕННЫЕ КРИКИ И МНОГОКРАТНОЕ «УРА»
Главный научный сотрудник Валентин Иванович ПЕГОВ:

— Памятный день 12 апреля 1961 года выдался в Томске и тёплым, и солнечным. Я тогда был студентом третьего курса механико-математического факультета Томского государственного университета со специализацией «ракетостроение».  В этот день проводилась первая летняя тренировка велосипедной секции университета, в которой я занимался уже третий год. Наконец-то после долгой зимы и межсезонья наступили настоящие тренировки с выездом всей командой за город и гонками по тракту!
После трёхчасовой тренировки мы, довольные и уставшие, вернулись на спортивную базу, которая находилась в глубине университетской рощи. Когда вышли на центральный проспект имени Ленина, нас поразили восторженные крики и многократное «ура» из открытых окон общежитий.
Мы не понимали причины всеобщего ликования, а на проспекте некого было спросить об этом. Только тогда, когда дошли до своего общежития, наши друзья нам сообщили: «Впервые наш космонавт Юрий Гагарин побывал в космосе!». Мы с радостью присоединились ко всеобщему ликованию, тем более что ракетостроение было нашей специализацией и нам предстояло связать с ним наше будущее. Год спустя я распределился в город Миасс в организацию, где «делают ракеты». Вот уже более пятидесяти лет работаю здесь и не жалею, что сделал такой выбор.  
ОТ ПЕРВОГО СПУТНИКА ДО ПЕРВОГО ПОЛЁТА...
Ведущий инженер-руководитель группы Николай Фёдорович САФРОНОВ:

— 1957 год. Первый советский искусственный спутник Земли!  Три с половиной года мы с мальчишками вглядывались в звёздное небо, отыскивая движущиеся точки-спутники. Потом в 1960 году в космос отправили Белку и Стрелку. Но ощущения того, что скоро состоится полёт человека в космос, почему-то не было. Наверное, это казалось очень уж фантастическим.
И вот наступило 12 апреля 1961 года. Был обычный день. Я делал дома уроки. По радио звучала передача «Пионерская зорька». Вдруг она прерывается и раздается звучный проникновенный голос диктора Юрия Левитана. Он читает сообщение ТАСС о том, что в космосе — майор Юрий Гагарин.
Какая радостная весть!  Дома уже не сидится. Бегу намного раньше в школу. На крыльце встречаю одноклассницу, и одновременно мы друг друга спрашиваем: «Ты знаешь, знаешь?!». Бежим на второй этаж. А там в широком коридоре у какого-то класса идёт урок физкультуры.  Все делают упражнение, сидя на полу.  И мы громко сообщаем новость. Ребята вскакивают, приходят в буйный восторг. На шум из учительской выходит несколько преподавателей, тоже радуются вместе с нами. Вскоре узнаём о благополучном возвращении космонавта на Землю. Никогда в жизни я больше не видел такой всеобщей радости, восхищения и коллективной гордости за свою страну, как тогда.
В августе 2019 года я с внуком побывал с экскурсией на месте приземления Юрия Гагарина в Саратовской области.
ВОТ ЭТО БЫЛИ ЭМОЦИИ!
Инженер 2-й категории Людмила Григорьевна СИДОРОВА:

— Первый полёт человека в космос — полёт Юрия Гагарина! Что он для нас, тогда молодых людей, означал? К сожалению, детальные подробности в памяти не сохранились, но помню ощущение радости, удивления и гордости за наш народ, страну.
А дело было так. 12 апреля 1961 года мы были на лекции в институте, и нам объявили о полёте Гагарина (после его благополучного приземления) и о том, что на площади Революции в Челябинске по этому случаю состоится митинг. Мы, студенты 3-го курса механического факультета ЧПИ, только недавно увидевшие «вживую» Р-1, были потрясены тем, что человек может выдержать такие перегрузки и что этот человек наш, такой простой и обаятельный! Долго не раздумывая, мы собрались группой, подтянулись ещё «соплеменники» и все рванули на площадь.  Шли, кстати, мимо парка культуры и отдыха, который впоследствии стал носить имя Гагарина. Вот это были эмоции! Радость непомерная, восхищение и бесконечная гордость!  А день был такой чудесный, прямо на заказ, настоящая весна: голубое небо, яркое солнце, тепло, птицы щебечут, и мы поём, обнимаемся, целуемся, кричим восторженно: «Ура!»
На площади — народу тьма, гремит музыка, звучат песни, кто-то танцует «Яблочко», кто-то вприсядку, а мы, обнявшись, поём: «Орлята учатся летать»... Это был спонтанный, настоящий народный праздник. Продолжили отмечать вечером в общежитии. И вновь пели: «Комсомольцы-добровольцы…»
Потом по телевизору смотрели новости. Видели, как шёл Юрий Гагарин по ковровой дорожке и на его ботинке болтался развязавшийся шнурок. Это было трогательно, так буднично и просто, по-человечески обыкновенно (потом все заретушируют и скажут, что вовсе и не шнурок это был). Это такие мелочи, которые можно и не заметить, когда свершаются такие великие подвиги.
А его волшебное: «Поехали!». Кто ещё мог бы в минуту адского грохота и сумасшедшей вибротряски сказать так, будто просто дал команду «но!» запряжённой лошади?!
Это был прекрасный день, в жизни таких бывает немного. Пожалуй, по выплеснутым эмоциям его можно сравнить с недавней реакцией русских людей на возвращение Крыма, Севастополя в «родную гавань», в Россию.

 

 

  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Федеральное космическое агентство
  • ОРКК
  • АО «Красмаш»
  • ЗМЗ
  • ММЗ
  • Гермес